• А Б С Морская Академия, Москва, ул. Переведеновский пер. д.13/16
  • +7 (495) 032-55-32

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЯХТОЙ

Часть 1

Основы управления крейсерской парусной яхтой для начинающих яхтсменов.

Тихий, лёгкий, слабый ветер от 1 до 10 узлов

Рекомендовано Квалификационной комиссией Всероссийской Федерации парусного спорта в качестве учебного пособия

Часть 1 «Основы управления крейсерской парусной яхтой» для начинающих яхтсменов, посвящена управлению крейсерской яхтой под парусами в  тихий, лёгкий, слабый ветер.
Настоящее учебное пособие результат многолетней практической работы по подготовке яхтсменов и яхтенных капитанов, как на внутренних акваториях, так и в открытом море,  соответствует действующей отечественной программе подготовки яхтенных рулевых и яхтенных капитанов. Можно использовать при подготовке яхтсменов по аналогичным международным программам, и программам которые  практикуются за рубежом
© А.Б.С. МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ
© Стекольщиков А. Б., Мaслов А.О.

Начало плавания и подготовка к нему. Что нужно знать.

1. Основные части конструкции яхты


 

2. Рулевое устройство и управление курсом яхты. 

Парусами управляют при помощи шкотов. Направление движения (курс) яхте задаёт рулевое устройство, которое в свою очередь приводится в действие ШТУРВАЛОМ  (рулевое  колесо). Угол установки парусов к ветру регулируется специальными снастями изготовленными из синтетических  верёвок (тросов).  Для такой установки грота используются Гика шкоты (шкот). Для установки стакселя используются стаксель шкоты: один тянет стаксель вдоль правого борта, другой вдоль левого борта.

 

  3. Как определять направление ветра. Колдунчики , флюгарка, Windex

Яхта движется под парусами с использованием ветра. Для того чтобы использовать ветер, правильно выбирать курс и  правильно располагать к ветру паруса, каждый рулевой должен знать направление ветра  (откуда, с какой стороны света, дует ветер) и не только по прогнозу погоды, но и непосредственно на акватории, по которой движется яхта, непосредственно около самой яхты. Визуальное  наблюдение  за акваторией  и определение направления  ветра являются важнейшими  умениями яхтсмена.

Способы определения направления ветра

По облакам, поверхность моря 
По облакам, поверхность моря 
Направление ветра можно определить по направлению  движения облаков на небе,  по дыму фабричных труб, но важнее сосредоточиться на определении  направления ветра у поверхности  моря, т.к. именно этот ветер срабатывает в парусах, старейший из способов: к тросам стоячего такелажа (вантам) привязывают цветные нитки (или ленточки из лёгкой ткани) - «колдунчики»
По шуму в ушах, кожей лица  
По шуму в ушах, кожей лица  
Направление ветра на акватории около яхты можно осязать кожей лица, шумовым эффектом в ушах (когда смотришь строго против ветра, звук в правом и левом одинаков. 
По ветровой ряби на море
По ветровой ряби на море
Направление ветра можно наблюдать по мелкой ветровой ряби (мелких волн) на поверхности морской воды. Часто движение больших волн не показывает настоящего ветра, их направление может быть задано направлением ветра, который был вчера, или ветра который «работал» где-то далеко  во время шторма в центре или на другом участке моря
По флагу на мачте или флюгарке топе мачты, по колдунчикам 
По флагу на мачте или флюгарке топе мачты, по колдунчикам 
Направление ветра можно наблюдать по флагу на яхте или флюгарке  «Windex» на вершине (топе) мачты и по мелкой ветровой ряби на поверхности воды, по "колдунчикам" - ниткам или ленточкам привязанным к вантам.
Для чего нужен прибор WINDEX 
Для чего нужен прибор WINDEX 
Прибор  Windex позволяет инструментально отражать на своём «экране» данные о ветре со  специального флюгера (датчика) на вершине (топе) мачты.
Назначение шкал на WINDEX
Назначение шкал на WINDEX
Красный сектор на экране (слева): ветер  дует с левого борта;                                             -  Зелёный сектор (справа): ветер дует с правого борта. 

- Цифры по окружности:              курсовой угол яхты в градусах к ветру

 - Большие цифры в окне – скорость ветра в узлах

 

4. Штатное (убранное) положение парусов на стоянке

Для того, чтобы яхта  могла двигаться за счёт парусов, прежде нужно вооружить яхту парусами, или  ПОСТАВИТЬ ПАРУСА .
На стоянке паруса особым образом  сложены и убраны. Грот уложен вдоль гика и закрыт с помощью длинной «молнии» в специальном длинном  чехле, стаксель скручен вдоль своей вертикальной  передней кромки  - передней шкаторины,  при помощи специального устройства  - барабана закрутки стакселя.                                                                                                                           
Перед постановкой парусов  круизная (крейсерская) яхта должна уйти с использованием мотора (под мотором) из порта, гавани, марины, с якорной стоянки на открытую (свободную) часть морской акватории. Манёвры выхода из гавани и возвращения в гавань или порт под мотором не представляют огромной трудности однако им и швартовым операциям будет посвящёна отдельная часть учебного пособия.
 

5. Постановка парусов на ходу на курсе носом против ветра

Для  постановки парусов яхта должна  выйти под мотором из гавани , на свободной акватории встать на курс носом против ветра  (положение ЛЕВЕНТИК) и двигаться  вперёд под мотором, удерживая  заданный курс  на малом ходу.     В этом случае паруса будут обезветрены (положение флюгарки или полощущего флага) и их нетрудно поднимать при помощи специальных верёвок – фалов. Грот поднимают при помощи грот фала.
 

6. Когда можно ставить (раскручивать) второй парус – стаксель.

Когда можно ставить (поднимать) второй парус – стаксель?                                                                                                      
Грота фал полностью выбран, грот полностью поднят (поставлен) и его верхний (фаловый) угол в рабочем положении находится у верхней оконечности (топа) мачты. Гика шкот полностью добран ,  а курс яхты должен быть изменён и составлять с направлением ветра примерно 40 градусов или немного больше. Благодаря этому грот  «наполнится ветром» и  даст яхте  «тягу» для движения, теперь вспомогательный дизельный двигатель может  переключён  на холостой ход . Убедившись в том, что яхта  идёт под воздействием тяги  грота, можно поставить  (раскрутить ) стаксель .
 

7. Исходное размещение и фиксация стакселя в убранном (скрученном в рулон) положении

Вид на нос яхты, стаксель в убранном (скрученном) стояночном положении.
Барабан закрутки стакселя расположен в нижней части фор – штага. Штаг- это специальный стальной трос, удерживает мачту «вперёд», т.е. не даёт ей упасть назад, на корму. Штаг проходит внутри  полого трубчатого протяженного алюминиевого профиля – аэродинамического обтекателя штага. На  штаге барабан закреплён  с помощью обтекателя штага и совместно с обтекателем свободно вращается вокруг  штага.  Обтекатель имеет специальную продольную нишу-щель, которая называется лик-паз, и в которой фиксируется передняя кромка (передняя шкаторина) стакселя.
 

8. Постановка -раскручивание стакселя при помощи стаксель - шкотов и закрутки стакселя

Постановка стакселя (генуи) на круизной яхте не представляет особого труда. После постановки грота ставят (раскручивают) стаксель.  В штатно-убранном положении стаксель уже поднят вверх стаксель фалом и закручен вокруг своей передней кромки (передней шкаторины)  в рулон при помощи специального устройства для закручивания: БАРАБАНА ЗАКРУТКИ СТАКСЕЛЯ и специальной верёвки – линя закрутки стакселя. Шкот и линь закрутки стакселя работают всегда в противофазе: 1. при раскручивании стакселя выбирают (тянут) стаксель шкот и травят (отпускают) линь закрутки стакселя  ( при этом линь закрутки стакселя накручивается на барабан ровно настолько оборотов сколько оборотов барабана нужно для раскручивыанимя всего полотнища стакселя). 2. При уборке стакселя выбирают (тянут) линь закрутки стакселя при этом он скручивается с барабана , прокручивая барабан настолько оборотов насколько оборотов нужно закрутить стаксель для его полной уборки в рулон.
 

Плавание по маршруту. Как и почему движется яхта, как держать курс и управлять парусами, как поворачивать и двигаться против ветра и на других курсах.

9. Движение яхты после постановки парусов.

Передний парус - Стаксель  раскручивают (ставят в рабочее положение), когда грот уже поставлен и яхта идёт с использованием ветра и грота под острым углом к направлению ветра, примерно 40-45 градусов. Стаксель- шкот выбирают полностью, чтобы  стаксель  был достаточно «плоским». После установки грота и стакселя яхта набирает ход под парусами , двигатель выключают.
 

10. Курс яхты к ветру «Бейдевинд». Понятие о острых и полных курсах. Манёвры изменения курса: Привестись к ветру и увалиться (увалить) от ветра

Яхты могут идти к  стрелке (направлению ) ветра  под разными  курсовыми углами.                     
Курс  яхты после постановки парусов проиллюстрирован на фото и составляет с направлением  к ветра  40-45 градусов,  по  яхтенной терминологии  он называется  Бейдевинд. Предлагаем запомнить  так:  «Бей» это бей, затем ветер  («Винд» -  Wind - ветер), т.е. ветер «бьёт»  в правую или левую скулу корпуса  (под углом с носа), вот и получается  Бей  - де – винд. При других курсовых углах имеем другие специальные названия курсов относительно ветра. Обобщённо:  курс яхты относительно стрелки ветра (в градусах) может  быть «острым», когда этот угол менее 90 градусов, и «полным» более  90 градусов до 180 градусов.  Чем угол  курса к  ветру меньше тем этот  курс «острее» относительно исходного курса, чем такой угол больше тем этот курс «полнее»  относительно исходного курса. Для того, чтобы пойти острее к ветру, чем в настоящий момент, нужно привестись (привести яхту) к ветру, т.е. уменьшить курсовой угол к ветру. Для того чтобы пойти полнее к ветру, чем в настоящий момент, нужно увалиться (увалить яхту)  от ветра , т.е увеличить курсовой угол яхты к ветру.
 

11. Острые курсы яхты при движении против ветра.

 

12. Дрейф яхты при движении против ветра.


 

12. Положение парусов на острых курсах. Регулировка положения парусов на основании «показаний» ленточек –индикаторов «колдунчиков».

Работа с парусами НА ОСТРЫХ КУРСАХ, т.е. на курсовых углах  к ветру примерно от 30 до 90 градусов.  Условная плоскость паруса  (срединная хорда крыла) к продольной плоскости симметрии яхты, которая проходит через прямую линию нос-корма составляет угол примерно равный половине  курсового угла к ветру. Далее нужны  «тонкие» настройки положения парусов:
 

13. Каким образом яхта идёт против ветра. Правый и левый галс относительно ветра.

ПРОТИВ ВЕТРА. 
 Курс яхты к ветру контролируется рулевым с помощью штурвала (системы  рулевого управления). 
Яхта  с использованием парусов (под парусами) не может двигаться строго против ветра (навстречу ветру), но зато обладает возможностью двигаться близко к этому положению, под острым  (малым) углом к стрелке ветра (острый курс).
 Оптимальный курс к ветру для современных крейсерских яхт составляет около 40 градусов.
 

14. Лавирование  против ветра. Смена галсов. Генеральный курс.

Лавирование против ветра в узости (в канале, проливе, в реке) часто происходит от берега до берега вдоль канала, русла, как на схеме., если позволяют глубины. При  лавировании против ветра  на свободной (открытой) акватории каждый рулевой определяет  место поворота  сам. В этом случае идти от берега до берега нецелесообразно, так как далеко уходишь вбок от генерального курса (здесь также  ось «лавирования )  на пункт назначения.  Рекомендуется ширина коридора (полосы) лавирования примерно 10-20 процентов от  размера пути  по генеральному курсу (по прямой линии от порта выхода к порту назначения). Для того чтобы лавировать против ветра яхта должна менять курс, в этом случае она идёт попеременно то правым то левым галсом. Разница курсов между правым и левым галсом на  этом лавировании составляет примерно 90 градусов. Т.е. повернуть нужно примерно на прямой угол, как на городском прямом перекрёстке, когда едешь на автомобиле. Такой поворот, когда яхта носом пересекает линию ветра называется поворотом ОВЕРШТАГ. См. Следующий Слайд.

15. Поворот оверштаг

Во время лавирования против ветра яхта совершает специальные курсовые эволюции, пересекая линию ветра носом (поворот оверштаг) и при этом выполняются следующие основные фазы поворота, которые проиллюстрированы на схеме ниже. Перед поворотом яхта должна иметь ход, чтобы иметь инерцию для пересечения носом линии ветра, когда паруса будут обезветрены и не смогут работать, выдавая тягу для движения вперед. Для этого можно немного увалить с курса острый бейдевинд до курса полный бейдевинд, чтобы яхта немного набрала ход и инерцию перед поворотом. После этого рулевой приводит яхту носом к ветру и пересекает линию ветра носом яхты, вставая к ветру на новом галсе примерно под углом 40 градусов. Паруса переходят на другой борт, по сравнению с тем положением, которое они занимали до поворота. Для перехода грота на новый борт практически ничего не нужно делать. А вот стаксель шкот «старого борта» травят во время прохождения носом яхты линии ветра, а стаксель шкот «нового подветренного борта» выбирают.
 

16. Рабочий и контр галс при лавировании против ветра. Наветренный и подветренный берега  акватории.

В большинстве случаев, при лавировании против ветра, один из галсов может  эффективнее приближать яхту к пункту назначения поскольку по своему курсу он ближе к направлению генерального курса  на порт назначения. Это имеет место когда направление ветра не параллельно направлению генерального курса на пункт назначения,  а пересекается с генеральным курсом под некоторым углом, смотрите рисунок. Здесь правый галс (ветер дует на правый борт яхты) является как раз таким эффективным и его называют рабочий галс. Как видно на рисунке левый галс (ветер дует на левый борт яхты) не такой эффективный – он направлен практически поперёк движения по генеральному курсу к порту назначения. Его по этому называют контр – галсом. Поэтому на рисунке: Правый галс – рабочий галс, левый галс контр - галс.
*Если угол ветра к генеральному курсу  примерно больше  45  и до 90 градусов, т.е. больше чем на рисунке, то весь путь можно пройти  и одним галсом в бейдевинд, без лавирования, сразу «вырезаться»  на пункт назначения.
 
 

17. Полные курсы

Иногда направление ветра не будет встречным, противным движению, и дистанцию перехода можно пройти одним галсом по условно прямой линии, не делая поворотов. Такие курсы по морской терминологии (при курсе яхты к ветру: от 90 и больше до 180 градусов) ПОЛНЫМИ КУРСАМИ, в бытовом обиходе эти курсы часто назыаают попутными курсами.
*Справедливости ради нужно отметить что дистанцию перехода можно пройти одним галсом, не делая повортов и одним острым курсом бейдевинд, когда курсовой угол к ветру может колебаться примерно от 45 до 80 градусов. В таком случае острый курс к ветру бейдевинд, называют курсом полный бейдевинд.
На полных курсах угол между курсом яхты и направлением ветра составляет величину:

 

17. Курс фордевинд. Постановка парусов: грот и стаксель ставят «бабочкой».

Самым благоприятным из полных курсов во все времена считался  попутный ветер,  который дует в корму на всём маршруте следования от пункта отправления до пункта назначения.  В  стародавние времена такого ветра ждали , чтобы пересечь море.  Ожидая его отстаивались в бухтах  неделями и месяцами  и даже делали жертвоприношения, чтобы такой ветер состоялся. Курс судна к направлению ветра, когда ветер дует в корму называется ФОРДЕВИНД. Фор – де – винд (Wind – ветер), можно перевести «вперёд по ветру».  Можно сказать  и так: «Курс по ветру».
 

18. Спинакер - специальный дополнительный парус для полных курсов. Спинакер гик, спинакер шкот, спинакер брас. Паруса на курсе фордевинд.                                                                                                                                                            

В слабый и  средний ветер, чтобы увеличить скорость за счёт увеличения  площади и эффективности парусности яхты на попутных (полных) курсах,   часто  ставят специальный «пузатый» парус напоминающий парашют. Он называется спинакер. В такой парус ветер «впрягается» - толкает его, а вместе с ним  и яхту, работает принцип парашютирования, в отличие от треугольных парусов , работающих практически на всех курсах (кроме курса фордевинд) по принципу крыла самолёта , но в треугольных парусах подъёмная сила крыла превращается в силу тяги парусов по курсу яхты.
 

19. Курс галфинд Геннакер – специальный дополнительный парус для полных курсов: галфинда и бакштага.

Бывает везет, и на переходе почти всё время дует ветер дует в борт. В прежние времена, да и сейчас, на русском севере  говорили : «Наш курс был в пол - ветра с правого борта, или пол - ветра с левого борта. Пол ветра  на английском языке : Half  of Wind.
 В современной морской терминологии : такой курс по отношению к направлению ветра называется «Галфвинд» или «Галфинд». Здесь, на фото, ветер дует в  правый борт: курс галфвинд правого галса. 
 

20. Курс бакштаг.

Относится к полным курсам , это часто самый быстрый  курс яхты относительно направления ветра.  Ветер при таком курсе дует в корму, но направление ветра немного не совпадает с курсом яхты: ветер дует в корму, но немного с правого борта или немного с левого борта. Угол  курса яхты  относительно направления ветра составляет  около   135 градусов. Здесь ветер дует с правого борта, курс: бакштаг правого галса. 
 

21. Схема: Все курсы относительно ветра, вид сверху.

К наименованию курсов относительно ветра добавляется, как правило,  уточнение :с какого борта  дует  ветер  с правого или с левого.  Т.е. на каком галсе идёт яхта на правом или на левом.  Например: бейдевинд правого галса, галфвинд левого галса, бакштаг правого галса, и.т.п. Плоскость установки парусов  составляет  угол  с диаметральной  плоскостью судна (линия нос – корма) примерно половину  курсового угла  яхты к ветру . Курсы удобно запоминать на представленной  схеме (вид сверху).  На этой же схеме можно посмотреть  примерную установку парусов на каждом из курсов.
 

22. Попутное лавирование курсами бакштаг при попутном ветре, для чего оно нужно?

«ЛАВИРОВАНИЕ» курсами  БАКШТАГ правого и левого галса вместо курса фордевинд ,  «Спуск» по ветру.                             

   На курсе Фордевинд передний парус стаксель находится в тени заднего паруса – Грота, он обезветрен и в этом положении не работает. В слабый ветер поставить его на  бабочку или вместо него поставить дополнительный парус – Спинакер  не всегда возможно. Тогда поступают так : вместо движения попутным курсом фордевинд  идут по ветру «попутной лавировкой» - зигзагом, попеременно курсами бакштаг правого и левого галса. Путь проходимый таким образом, длиннее, а скорость часто выше, паруса работают оптимально. Порта назначения достигнем раньше, чем двигаясь по прямой.
 

23. Поворот фордевинд (поворот через фордевинд) для изменения курса яхты с бакштага одного галса на бакштаг другого галса.

ПОВОРОТ ФОРДЕВИНД с курса бакштаг одного галса  на курс бакштаг другого галса.Спускаясь по ветру курсами бакштаг при попутном ветре, для смены правого галса на левый и наоборот нужно периодически выполнять поворот Фордевинд, при котором, как говорят, «корма пересекает линию ветра».
При повороте ФОРДЕВИНД  (ещё говорят поворот через Фордевинд) яхта уваливает (идёт всё полнее) до курса фордевинд, затем экипажем «перебрасывается» грот с борта на борт, после чего яхта понемногу приводится (идёт всё острее) до курса БАКШТАГ нового галса, смотри схему. Яхта рисует траекторию на воде называемую «змейкой».
 

24. Поворот фордевинд с изменением курса по кругу для специальных случаев судовождения.

Поворот Фордевинд можно выполнить  не только «змейкой» с курса бакштаг одного галса на курс бакштаг другого галса , как на предшествующей  странице, но и находясь в начальный момент и на остром курсе бейдевинд (как в зачётном упражнении). При повороте Фордевинд  говорят «корма пересекает линию ветра». Вращение  по кругу в таком манёвре приобретает смысл в особых случаях судовождения парусной яхты:  При манёвре подбора человека упавшего за борт (Ситуация «Человек за бортом» или «Man Over Board»). При лавировании под штормовыми парусами : триселем и штормовым  стакселем, когда инерции яхты не хватает для пересечения линии ветра и волны  при штатном повороте оверштаг. Эти случаи рассматриваются отдельно в других  разделах учебного курса.
 

Завершение морского перехода. Где и когда убирать паруса, как проследовать к стоянке

25. Завершение плавания под  парусами. Выбор места на акватории и выполнение манёвра и действий по уборке парусов.

Уборка парусов
При завершении плавания под парусами яхта возвращается в порт (марину), встаёт на якорную стоянку или размещается у других причалов. Вышеуказанные манёвры  яхта проводит с использованием вспомогательного двигателя.
Однако,  перед этими действиями , ещё  до входа в фарватер, подводящий к порту и т.п. , на яхте должны быть убраны паруса. При уборке парусов акватория для ваших действий по возможности должна быть свободной от трафика движения других судов и навигационных ограничений: мелей, берегов и пр. Для начала манёвров двигатель запускают на холостых оборотах. Убирать стаксель в слабый ветер можно практически на всех курсах. Грот убирают в положении носом против ветра, курс при этом удерживают при помощи двигателя, который работает на малом ходу.
 

26. Завершение плавания под парусами. Уборка (закручивание) в рулон стакселя.

Первым убирают передний парус – стаксель.
Стаксель скручивают в рулон вокруг своей передней кромки (шкаторины) при помощи специального устройства - закрутки стакселя. Убирать стаксель в слабый ветер можно практически на всех курсах. Но, уже в средний ветер, это делать лучше на курсах фордевинд и бакштаг, когда стаксель обезветрен в «ветровой тени» от грота. и Передняя кромка (шкаторина) стакселя, закреплённая за фор - штаг немного в этой ситуации ослаблена и не испытывает такого напряжения-натяжения, как на острых к ветру курсах. Двигатель обычно запускают после уборки стакселя, но можно и до этого, нужно только следить, чтобы растравленные стаксель шкоты не упали в воду, и их не намотало на гребной винт.

 

27. Завершение плавания под парусами. Уборка грота при движении носом против ветра на малом ходу под мотором.

Уборка Грота.
Вторым, после уборки стакселя, убирают грот. Яхта,  идя под мотором на малых оборотах на открытой акватории приводится носом к ветру до курса острый бейдевинд или положения Левентик (носом против ветра). Для Следования курсом бейдевинд или в положении Левентик при уборке грота дистанция должна быть достаточно длинной, соизмеримой с расторопностью экипажа, чтобы времени хватило на уборку грота.  Нехватка времени на Вашем пути  не должна привести Вас к мелям близкого берега.  Ваш путь на этом манёвре должен проходить так, чтобы не помешать трафику судов, проходящих мимо Вас по этой акватории.
 
 
Ваше маленькое путешествие в мир парусов завершено,  можно переходить к другим разделам и частям курса.
Учебное пособие Ч.1  «Основы управления крейсерской парусной яхтой»
Для начинающих яхтсменов и будущих яхтенных капитанов
© А.Б.С. МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ
© Стекольщиков Андрей Борисович, Маслов Андрей Олегович