Учебное пособие по управлению яхтой

Часть 1

Парусная яхта и основы управления крейсерской парусной яхтой для начинающих яхтсменов.

Тихий, лёгкий, слабый ветер от 1 до 10 узлов

Часть 1 «Основы управления крейсерской парусной яхтой» для начинающих яхтсменов, посвящена управлению крейсерской яхтой под парусами в  тихий, лёгкий, слабый ветер. Настоящее учебное пособие результат многолетней практической работы по подготовке яхтсменов и яхтенных капитанов, как на внутренних акваториях, так и в открытом море,  соответствует действующей отечественной программе подготовки яхтенных рулевых и яхтенных капитанов. Можно использовать при подготовке яхтсменов по аналогичным международным программам, и программам которые  практикуются за рубежом
Авторы выражают глубокую благодарность яхтенным капитанам и специалистам, которые помогали советами и участвовали своими консультациями в редактировании нашего учебного пособия: Асташёву Ю.К. (г. Москва), Чиркову В.Е. (г. Москва), Звягину С.А. (г. Архангельск), Мяло И.О. (г. Иркутск), Сёмину П.В. (г. Москва), Скворцову И.В. (Москва), а также Романову Д.И. за помощь при создании графических материалов и Клубу оффшорных гонок «Sea Ventus» (г. Москва) и лично руководителю клуба Водоватову А.Ф. за предоставленные фотоматериалы.
© А.Б.С. МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ
© Стекольщиков А. Б. , Маслов А.О.
Учебное пособие адаптировано для просмотра на экране смартфона и айфона, но комфортнее учиться с использованием компьютера
Оглавление.
1. Подготовка к плаванию. Начальные сведения о устройстве яхты.
2. Постановка парусов и подготовка к этому. Выбор акватории для постановки парусов.
3. Крейсерская парусная яхта её судовождение под парусами. Основные курсы, манёвры и повороты яхты относительно ветра. Работа при этом парусами.
4. Завершение плавания под парусами. Уборка парусов.
5. Плакат. Устройство крейсерской парусной яхты. Терминология.

 

1. Подготовка к плаванию. Начальные сведения о устройстве яхты.

1.1 Основные части конструкции яхты


На фото выше минимальный набор названий основных частей конструкции парпусной яхты. Мачта и гик здесь специальные металлические конструкции протяжённого трубчатого типа, которые служат для закрепления на них парусов яхты или, как говорят парусного вооружения яхты. Мачта и гик, а также спинакер-гик (о нём позже) называются рангоутом. В прежние времена рангоут делали из дерева, такой встречается и до сих пор. Сейчас рангоут обычно делают из металла: аллюминия и стали. Последнее время рангоут стали делать из стеклоплпстика и углепластика. По тексту учебного пособия применяются понятия и термины, характерные для повседневной жизни, морские термины следуют за этим в круглых скобках или кавычках, или в другом порядке сначала идёт термин потом расшифровка. Предполагается, что так легче идёт усвоение морской терминологии и понятий. Более полное наименование элементов оснащения яхты и её частей и дублирование этих названий на английском языке смотрите на плакате "Устройство яхты" в конце учебного пособия.

1.2 Рулевое устройство и управление курсом яхты. 

Управление курсом яхты (вправо, влево) похоже на управление автомобилем, но вода и поверхность моря не асфальтовая дорога и поэтому в управлении яхтой есть существенные особенности. Направление движения (курс) яхте задаёт рулевое устройство, которое в свою очередь приводится в действие штурвалом (рулевое  колесо). На фото, в кормовой части яхты, два синхронных взаимосвязанных штурвала. Это улучшает управляемость яхты и облегчает работу рулевого в сильный ветер. Исполнительным органом рулевого устройства служит перо руля, специальное крыло в подводной части яхты расположенное ближе к корме. Собственно перо руля управляет яхтой, отклонясь вправо или влево от действий рулевого на штурвале. Часто на яхте устанавливают два пера руля, синхронизированных в одну рулевую систему, это также облегчает управляемость яхтой в сильный ветер при её движении под креном.

1.3 Гика шкоты и стаксель шкоты.

Для каждого курса яхты относительно ветра существует своя позиция парусов. Угол установки парусов к ветру регулируется специальными снастями изготовленными из синтетических  верёвок (тросов) и роликовых шкивов (блоков).  Для такой установки грота используются гика-шкоты (шкот). Для установки стакселя используются стаксель-шкоты, их два: один тянет стаксель вдоль правого борта, другой вдоль левого борта. Шкоты и все веревочные снасти на яхте называются бегучим такелажем

 

1.4 Способы определения направления ветра

По облакам и по поверхности моря 
По облакам и по поверхности моря 
Направление ветра можно определить по направлению  движения облаков на небе,  по дыму фабричных труб, но важнее сосредоточиться на определении  направления ветра у поверхности  моря, т.к. именно этот ветер срабатывает в парусах. 
По шуму в ушах, ощущая кожей лица  
По шуму в ушах, ощущая кожей лица  

Направление ветра на акватории около яхты можно осязать кожей лица, шумовым эффектом в ушах (когда смотришь строго против ветра, звук в правой и левой ушной раковине  одинаков. 

По ветровой ряби мелких волн на море
По ветровой ряби мелких волн на море

Направление ветра можно наблюдать по мелкой волновой ряби от ветра (мелких волн) на поверхности морской воды. Часто движение больших волн не показывает настоящего ветра, их направление может быть задано направлением ветра, который был вчера, или ветра который «работал» где-то далеко  во время шторма в центре или на другом участке моря

По флагу или по колдунчикам 
По флагу или по колдунчикам 
Старейший из способов: к тросам стоячего такелажа (вантам) привязывают цветные нитки (или ленточки из лёгкой ткани) - «колдунчики» 
Для чего нужен прибор WINDEX 
Для чего нужен прибор WINDEX 
Флюгарка и другие устройства  Windex на самой верхней части мачты (на топе) позволяют инструментально фиксировать, а затем с помощью проводного сигнала  отражать на «экране» рядом с экипажнм данные о направлении и скорости ветра
Назначение шкал на экране WINDEX
Назначение шкал на экране WINDEX
Красный сектор на экране (слева):     

 ветер  дует с левого борта.          Зелёный сектор на экране (справа): ветер дует с правого борта. 

Цифры по окружности: курсовой угол яхты в градусах к ветру. На фото: курс 85 градусов к ветру с правого борта.       

 Большие цифры в окне – скорость ветра в узлах. В примере на фото: скорость ветра: 38, 5 узла              (морских миль в час)

 

1.5 Положение парусов на стоянке.

На стоянке паруса специальным образом уложены и закреплены. Для того, чтобы яхта  могла двигаться за счёт парусов нужно, как говорят яхтсмены, вооружить яхту парусами, или  поставить (поднять) паруса.
Грот на стоянке уложен вдоль гика и закрыт с помощью длинной «молнии» в специальном чехле, который называют ковер бэг или lazzi bag. Такая укладка и хранение грота называетя Lazzy Jack или ленивый Джек, что обеспечивает исключительное удобство для команды, когда опускемый по мачте вниз парус за счёт системы боковых ограждающих тросиков (посмотрите на фото) попадает сразу в чехол-хранилище lazzi bag . Стаксель также убран - скручен в вертикальный рулон вдоль своей вертикальной передней кромки - передней шкаторины при помощи специального устройства - закрутки стакселя. Перед постановкой парусов круизная (крейсерская) яхта должна уйти с использованием мотора (под мотором) из порта, гавани, марины, с якорной стоянки на открытую (свободную) часть морской акватории. Это можно сравнить с выездом автомобиля с парковочной площадки: требуется аккуратность, глазомер, небольшая скорость, однако есть и морские особенности. Манёврам входа-выхода из гавани швартовым операциям будет отведена специальная часть нашего учебного пособия. При движении под мотором принято правосторонее движение, т.е расхождние левыми бортами на встречных курсах. На пересекающихмя курсах "помеха справа" имеет право дороги, под этими словами подразумевается, что корабль или лодка расположенные справа от вас имеют право дороги. Но не следует, даже если вы имеете право дороги, пересекать курс кораблю, который больше или значительно больше вас по размерам и массе, и имеет значительную инерцию, т.к. его "путь торможения" может составлять не одну милю. Лучше притормозить или остановиться, пропуская его. Движение при выходе из гавани допускается на миинимальной скорости, обычно не более 4 узлов ( около 7 км/час).

2. Постановка парусов.

2.1 Постановка парусов на ходу на курсе носом против ветра

Для  постановки парусов яхта должна  выйти с использованием вспомогательного мотора (яхтсмены говорят кратко: "под мотором") из гавани. На части акватории, свободной от движения других лодок и судов, встать на курс носом против ветра  (в положение левентик) или на курс , когда ветер дует под острым углом с носа. Потом двигаться  вперёд под мотором, удерживая  заданный курс  на минимально возможном малом ходу. Гика шкоты (смотри иллюстрации ранее) нужно немного отпустить (потравить). В этом случае парус будут обезветрен (парус в положении флюгарки или полощущего флага) и его нетрудно поднимать при помощи специальных верёвок – фалов. Сначала поднимают главный парус - грот. Грот поднимают при помощи выбирания (натягивания) грот-фала. После поднятия грота, проверяют натяжение передней шкаторины - передней кромки паруса у мачты (смотрите фото ниже). Грота-фал, как и шкоты, упомянутые ранее, относится к бегучему такелажу. Впрочем, стаксель-фал тоже часть бегучего такелажа, но стаксель-фал в большинстве случаев используют для первоначальной постановки второго паруса - стакселя, обычно только в начале или конце сезона навигации, или при ремонте. Для рутинной ежедневной постановки стакселя используют закрутку стакселя, закручивая (убирая) его в компактный вертикальный рулон при уборке этого паруса или раскручивая его полотнище при постановке паруса для рабочего применения. Об этом немного далее. Если яхта принадлежит вам или вашим друзьям, то оставляя яхту на стоянке надолго , паруса желательно снять, сложить и убрать внутрь, в салон яхты. Чтобы они не изнашивались пассивно от ультрафилетового излучения нещадного солнца, ветра который бывает иногда с пылью и песком пустынь, дожди с кислотными о садками. Если судовладелец считает это излишним, то не настаивайте. Во всяком случае это хорошая морская практика.
Передняя кромка (шкаторина) грота, что у мачты, должна быть хорошо вытянута фалом и не иметь от недостаточного натяжения горизонтальных морщин и провисаний (как на фото выше). Если таковое наблюдается нужно грот-фал немного вытянуть (добрать): 1-2-3 оборота на фаловой лебёдке, внимательно наблюдая за натяжением передней шкаторины паруса. С другой стороны нельзя перетягивать ткань паруса у передней шкаторины, чтобы не образовалась "грыжа" - продольное вспучивание при локальном избыточном натяжении паруса у мачты и вдоль мачты за счёт избыточного натяжения (выбирания) грота фала. Более того, чрезмерно усердствуя, можно и оборвать грота-фал. Часто у верхней точки подъёма грота наклеивается или закрашивается марка - контрастная поперечная полоса на верху мачты, её низ - граница для ориентировки экипажа при работе с фалом. Указанные ошибки "не смертельны" но делают работу паруса не оптимальной, демонстрируя ваши ошибки. Грота-фал фиксируют в стопоре рядом (здесь немного впереди) с механической лебёдкой на крыше рубки. Блок стопоров чёрного цвета здесь сразу за лебёдкой, смотрите на фотоиллюстрации выше. На яхтах такого и меньшего размера иногда грота-фал может фиксироваться и на стопорном устройстве, которое называется уткой и устанавливается обычно на мачте. В порядке постановке парусов бывают исключения. Иногда грот ставят после постановки стакселя. Об этом будет рассказано позже.
 

2.2 Закрутка грота. Устройство и способ постановки (раскрутки) и уборки (закрутки) грота.

Последнее время все чаще яхты оснащаются специальным устройством закрутки грота в рулон на специальную трубу грот-пирс внутри мачты. При всём удобстве такая система требует от экипажа некоторой аккуратности и компетентности в выполнении своей работы.

Подвижные снасти (или верёвки), приводящие устройство закрутки грота в действие: грота-шкот и линь закрутки грота должны работать синхронно, но в противофазе. На правом фото вверху грота-шкот это указанная ветрикальными стрелками верёвка чёрного цвета (не путать с гика шкотом, он указан горизонтальной стрелкой), а линь закрутки грота выделен зелёным цветом, обе веревки в конце концов приходят в кокпит, к месту расположения экипажа и это очень удобно для работы в непогоду. При постановке (раскрутке) грота грот-шкот добирают (вытягивают), синхронно ему травят (отпускают) линь закрутки грота. При уборке (закручивании) грота грот-шкот травят (отпускают), а синхронно ему линь закрутки, - синхронно выбирают (натягивают). Это обеспечивает экипаж яхты. Смотрите схему и фото вверху. В отличие от классической оснастки для постановки грота при этой оснастке яхту нужно расположить носом под острым углом к ветру, чтобы "выходящий" из мачты грот сразу немного наполнялся ветром и уже сам ветер равномерно по всей высоте мачты раскручивал грот. Экипажу останется только синхронно сопровождать работу ветра на указанных выше снастях. Для наполнения грота ветром гика-шкот подбирают. Аналогично держат курс яхты при уборке грота, тогда наполненный и натянутый ветром парус без складок и рыхлостей закручивают внутрь мачты. Ветер равномерно обтягивает полотнище паруса вдоль всей вертикали мачты и парус "сам" накручивается в плотный компактный равномерно скрученный вертикальный рулон на специальную трубу грот-пирс внутри мачты. Такой технический приём гарантирует штатное и легкое раскручивание - постановку грота в последующем времени. Описанную технику легко применить при слабых и средних ветрах. А вот при сильных ветрах экипажу придётся труднее. Чтобы уменьшить риски заедания-застревания паруса при закручивании его в мачту с усилением ветра грот убирают - закручивают поэтапно, частями. Например, при скорости ветра ветра 17 узлов и выше можно закрутить-убрать 1/ 3 паруса, при дальнейшем усилении ветра от 20 узлов и выше можно закрутить-убрать 1/2 паруса, при усилении ветра свыше 24 узлов можно убрать 2/ 3 паруса. Такое уменьшение площади парусов с усилением ветра называют "брать рифы", так исторически сложилось в морской терминологии. Описанная техника позволит избежать трудностей в уборке-закручиванииии грота с усилением ветра и в последующем его раскручивании при необходимости. *Существуют и другие оснастки для уборки грота, например закручивание грота внутрь гика. Для этого гик делают полым с большой внутренним обёмом, чтобы там уместился скрученный парус. В прошлом веке на некоторых небольших яхтах гик грот при уборке накручивали на гик, используя механическое устройство патент риф. Нужно отметить что эти "другие" способы и устройства уборки грота встречаются чрезвычайно редко. Уменьшение площади паруса с усилением ветра повсеместно и актуально для широкой морской практики, но об этом позже в последующих частях учебного пособия, которые посвящены сильному ветру.

2.3 Когда можно ставить (раскручивать) второй парус- стаксель?

Тогда, когда поставили главный парус - грот, набрали с его помощью ход и взяли курс примерно 40-45 градусов к направлению ветра. После этого можно ставить (раскручивать) стаксель. Острый курс для постановки стакселя в слабый ветер это не догма, раскручивать стаксель можно и на любом другом кусе, но острый курс предпочтительнее для начала тренировок в постановке парусов.
И так, грот-фал полностью выбран и грот поднят вверх (поставлен), а его верхний (фаловый) угол в рабочем положении находится у верхней оконечности (топа) мачты. Гика-шкот также полностью выбран, а курс яхты должен быть изменён и составлять с направлением ветра примерно 40-45 градусов или немного больше. Благодаря этому грот  «наполнится ветром» и  даст яхте  «тягу» для движения. Теперь вспомогательный дизельный двигатель лучше переключить  на холостой ход (нейтраль). Убедившись в том, что яхта идёт под воздействием тяги  грота, можно поставить  (раскрутить ) стаксель. *Примечание: бывают ситуации, когда при поломке вспомогательного двигателя со стоянки (например якорной) нужно уходить под парусам, чтобы добраться до следующего порта. В этом случае порядок постановки парусов изменяется. Если позволяют направление ветра и акватория вокруг, можно уйти со стоянки и под одним стакселем. Грот в таком случае ставят вторым, на открытом участке моря, на остром курсе бейдевинд (ветер в скулу, под углом сноса примерно в 45 градусов). Стаксель при постановке грота обеспечивает ход яхты и соответственно её управляемость. Постановку (подём) и уборку (спуск) грота иногда делают без использования мотора и в сильный ветер, но в этом случае стаксель раскручивают только на четверть или половину площади, и этого достаточно для сохранения хода и удержания курса яхты. В прежние времена так поступали, когда на достаточно больших яхтах вспомогательных моторов ещё не было и из гавани выходили с использованием весел или буксируя яхту за гребной шлюпкой. Так часто делают на малых спортивных яхтах - швертботах ( яхта с подъёмным килем - швертом ). Отдельная ситуация, когда яхта стоит на якоре или на стационарно закреплённом буе, а мотор также поломан. Яхта свободно вращается - располагается "по ветру", т.е. носом против ветра. Тогда можно поставить сначала грот, подтянуться к точке установки якоря и поднять (выбрать) якорную цепь и якорь, а после уходить раскручивчая стаксель. Если стоянка с закреплением за буй, то нужно подтянуться к бую и отцепиться от него, а уже после поставить раскрутить-стаксель. В последних двух случаях есть вопрос, а хватит ли у команды сноровки и сил тянуть яхту против ветра с поднятым полощущим гротом? Это нужно капитану прикинуть заранее, учитывая силу ветра, до выполнения манёвра. Впрочем якоря на яхтах не запредельно тяжёлые и в прежние времена экипажи выбирали якорную цепь и якорь вручную, без лебёдок с электромеханической тягой.
 

2.4 Исходное размещение и фиксация стакселя в убранном (скрученном в рулон) положении

Вид на нос яхты, стаксель в убранном (скрученном) стояночном положении.
Барабан закрутки переднего паруса - стакселя расположен в нижней части фор-штага. Штаг- это специальный стальной трос, удерживает мачту «вперёд», т.е. не даёт ей упасть назад, на корму. Штаг проходит внутри  полого трубчатого протяженного алюминиевого профиля – аэродинамического обтекателя штага (его также называют штаг-пирс). На  штаге барабан закреплён  вместе со штаг-пирсом и они вращаются вместе вокруг виртуальной вертикально-наклонной оси, положение и наклон которой определяются штагом. Для обеспечения вращения этой системы на имеет вверху и внизу закрепление, через опорные подшипники. Нижний подшипник спрятан ниже или внутри барабана закрутки, через него происходит закрепление системы к корпусу яхты. Верхний подшипник расположен наверху в специальном цилиндрической муфте которая нижней своей частью закреплена на штаг-пирсе и на верхнем конце форштага, а верхней частью прикрепляет всю систему к верхней части мачты. Штаг-пирс имеет специальную продольную нишу-щель, которая называется лик-паз. В лик-пазе зафиксирована передняя кромка (передняя шкаторина) стакселя. С помощью специального утолщения в парусе, которое назывется ликтросом. Смотрите фото выше.
 

2.5 Постановка-раскручивание стакселя при помощи стаксель - шкотов и закрутки стакселя


Постановка простого стакселя или стакселя генуэзского, больших размеров (сокращённо назвается "генуя") на круизной яхте не представляет особого труда. После постановки главного паруса - грота ставят (раскручивают) второй парус - стаксель.  В штатно-убранном положении стаксель уже поднят вверх стаксель-фалом и закручен вокруг своей передней кромки (передней шкаторины)  в вертикальный рулон при помощи специального устройства для закручивания: барабана закрутки стакселя и специальной верёвки – линя закрутки стакселя. Шкот и линь закрутки стакселя работают всегда в противофазе, если первый выбирают (вытягивают) , то другой травят (отпускают), и наоборот: 1. при раскручивании стакселя выбирают (тянут) стаксель шкот и травят (отпускают) линь закрутки стакселя  ( при этом линь закрутки стакселя накручивается на барабан ровно настолько оборотов, сколько оборотов барабана потом нужно для раскручивания всего полотнища стакселя при постановке стакселя в последующем времени, например на следующий день морского похода. 2. При уборке стакселя выбирают (тянут) линь закрутки стакселя при этом он скручивается с барабана , прокручивая барабан настолько оборотов сколько оборотов нужно закрутить стаксель для его полной уборки в рулон.

3. Движение яхты после постановки парусов. Основные курсы и манёвры.

3.1 Движение яхты под парусами (после постановки парусов).

После постановки парусов яхта обычно начинает движение под острым углом к ветру, примерно 45 градусов. Впрочем в зависимости от ограничений и плана морского похода и конфигупации акватории яхта может пойти на попутном курсе или других курсах, о них позже. А пока для удобства изложения материала остановимся именно на острых курсах к ветру.

 

3.2 Курс яхты к ветру «Бейдевинд». Понятие о острых и полных курсах. Манёвры изменения курса: Привестись к ветру и увалиться (увалить) от ветра

Яхты могут идти к  стрелке (направлению ) ветра  под разными  курсовыми углами.  Угол ветра к курсу яхты может быть малым  (острым) или достаточно большим ( полным).            

Курс  яхты после постановки парусов проиллюстрирован на фото и составляет с направлением  к ветра  40-45 градусов,  по  яхтенной терминологии  он называется  бейдевинд. Предлагаем запомнить  так:  «Бей» это бей, затем ветер  («Винд» -  Wind - ветер), т.е. ветер «бьёт»  в правую или левую скулу корпуса  (под углом с носа), вот и получается  Бей  - де – винд. При других курсовых углах имеем другие специальные названия курсов относительно ветра. Обобщённо:  курс яхты относительно стрелки ветра (в градусах) может  быть «острым», когда этот угол менее 90 градусов, и «полным» более  90 градусов до 180 градусов.  Чем угол  курса к  ветру меньше тем этот  курс «острее» относительно исходного курса, чем такой угол больше тем этот курс «полнее»  относительно исходного курса. Для того, чтобы пойти острее к ветру, чем в настоящий момент, нужно привестись (привести яхту) к ветру, т.е. так изменить курс яхты с помощью руля, чтобы уменьшить курсовой угол к ветру. Для того, чтобы пойти полнее к ветру, чем в настоящий момент, нужно увалиться (увалить яхту)  от ветра , т.е так изменить курс яхты с помощью руля, чтобы увеличить курсовой угол яхты к ветру.
 

3.3 Острые курсы яхты при движении против ветра.

14. Дрейф яхты при движении против ветра.

При лавировании против ветра, ветер должен сносить яхту вбок.

При движении по острым углом к ветру ветер сносит яхту вбок, по ветру, или по морской терминологии это "дрейф под ветер". Подобное бывает, но в меньшей степени, и на других курсах к ветру. Например на курсе, когда ветер дует перпендикулярно в борт, или на курсе когда ветер дует под углом с кормы. Т.е. на всех курсах кроме чисто попутного курса, когда ветер дует в корму яхте. Дрейфу мешает боковое сопротивление подводной части яхты и большой по плошади киль. Киль сопротивляется подобно тому, как ведет себя в бруске сливочного масла нож: по направлению лезвия двигать нож легко, а если приложить усилие вбок, то сдвинуть его практически невозможно. Однако морская вода не сливочное масло и небольшой дрейф вбок по ветру все-таки есть, но пока мы его не учитываем. Киль яхты имеет также утяжеленную часть - фальшкиль, которая удерживает яхту вертикальном положении на воде, всё время восстанавливая такое вертикальное положение, не смотря на все кренящие яхту усилия ветра, действующего на паруса.

3.4 Положение парусов на острых курсах. Регулировка положения парусов на основании «показаний» ленточек –индикаторов «колдунчиков».

Работа с парусами на острых курсах, т.е. на курсовых углах  к ветру примерно от 30 до 90 градусов.  Условная плоскость паруса  (срединная хорда крыла), её угол оптимальной установки у ветру на конкретном курсе устанавливается положением гика - горизонтальной балки, удерживающей главный парус - грот внизу. Для упрощения смотрим на угол между гиком и продольной плоскостью симметрии яхты, линией нос-корма.
Угол между линией гика и продольной плоскостью симметрии яхты, которая проходит через прямую линию нос-корма, составляет угол примерно равный половине  курсового угла к ветру. Это вроде как звучит сложно, но с учётом того что курс выставляется очень примерно, исключитьельно на глаз, а не по каким строгим измерительным прибором, то такая манипуляция доступна многим, практически всем при учёте множества подхлдов и неизнурительной тренировке. Курсовой угол к ветру оперативно можно отследить по колдунчикач - ниткам и ленточкам привязанным к вантам. Инструментально угол к ветру можно посмотреть на экране прибора Windeх. Считается вредным, если начинающий капитан, утыкается взглядом в экран прибора Windeх, забывает следить за курсом яхты, нет не магнитному компасу, а наблюдая за положением яхты относительно волны и волновой ряби на воде, наблюдая за парусами, за примитивными ветроуказателми- колдунчиками на вантах. Это приблизительно, а более точную установку паруса, определяют "тонкие" регулировки паруса. Комплексное наблюдение за ветром и волной должно войти постепенно "под кожу" яхтсмена. Упомянутые тонкие настройки установки парусов осуществлются яхтсменами по "заполаскиванию" его передней шкаторины; и по положению индикаторов - тонких ниток и ленточек уже на самом парусе, которые называются колдунчики, но об этом чуть позже. А пока внимательно ещё раз посмотрите рисунок выше "Вид сверху".
Более точную установку паруса, определяют "тонкие" регулировки паруса: установка парусов и удержание курса яхты остро к ветру таким образом, чтобы стаксель (генуя) был "на грани заполаскивания". Точнее передняя шкаторина сверху до низу или передняя часть паруса - полотнище паруса было "на грани заполаскивания".
Технически это выполняется следующим образом: матрос выбирает (натягивает) стаксель-шкот полностью практически "до отказа". Рулевой в соответствии с такой установкой стакселя держит курс 40-45 градусов к ветру. Матрос слегка потравливает (отпускает) стаксель шкот - парусина у передней шкаторины начинает вздрагивать и слегка вспучиваться потоком воздуха с подветренной стороны полотнища паруса. Матрос после этого добирает совсем немного стаксель-шкот 5-10 см и парусина у передней шкаторины перестает вспучиваться. Дело сделано. Стаксель стоит оптимально. Смотрите фото ниже. После этого по уже установленному стакселю также подстраивают установку грота, выбирают и травят гика-шкот, чтобы поддерживать грот "на грани заполаскивания" в оптимальной установке. На гроте допускается почти непрерывное небольшое заполаскивание передней шкаторины, а в сильный ветер иногда значительное - время от времени до 1/3 ширины паруса. Но это не все: матрос повторяет этот тест оптимальности установки парусов время от времени (иногда почти непрерывно), особенно в гонке. Существует и другая сторона такой техники. Стаксель шкот выбирают и выставляют стаксель оптимально. И рулевой сам плавно варьирует курсом удерживая нос и паруса яхты "на кромке ветра". Рулевой управляя курсом яхты проводит непрерывно тест оптимального расположения парусов к ветру "на грани заполаскивания". Работа рулевого с курсом и матросов со шкотами происходит непрерывно, особенно в гонке. Но команды или соответствующие им знаки-сигналы для действий в экипаже подаёт всегда рулевой. В опытных экипажах порядок действий происходит как-бы автоматически и без дополнительных согласований и команд, но это результат долгих тренировок. Смотрите предшествующую иллюстрацию.
Кроме того на передней шкаторине стакселя и грота пришивают на разной высоте тонкие лёгкие ленточки - индикаторы, их называют колдунчики.
Колдунчики расположены парами: на наветренной стороне паруса и и на подветренной, "невидимой" на фото. Уточним: наветренная часть паруса - это та, на которую приходит ветер; подветренная часть, которая затенена от ветра. При оптимальной установке паруса ленточки или нитки - колдунчики паралельны друг другу. И каждая подветренная ленточка паралельна своей наветренной. Подветренную ленточку-колдунчик видно через просвечивающийся парус. При чрезмерно потравленном парусе или колдунчики не лежат паралельно, встают вертикально - "козлятся". Такой способ оптимальной установки парусов пришёл в яхтинг из авиации, когда в ародинамических трубах испытывают крылья для разных углов атаки воздушного потока.

3.5 Против ветра. Главный феномен парусной яхты.  Каким образом яхта идёт против ветра. Правый и левый галс относительно ветра.


Это главный феномен парусной яхты: двигаться против встречного, противного её движению ветра, в тоже время используя энергию этого противного ветра. Курс яхты к ветру контролируется рулевым с помощью штурвала (системы  рулевого управления). Яхта  с использованием парусов (под парусами) не может двигаться строго против ветра (навстречу ветру), но зато обладает возможностью двигаться близко к этому положению, под острым  (малым) углом к стрелке ветра (острый курс). Смотрите фото выше и схему ниже. Двигаясь к ветру на остром курсе, яхта идёт отрезками пути, получая на одних отрезках пути ветер с правого борта (правый галс), на других отрезках пути ветер с левого борта (левый галс). Для попеременного перехода с правого галса на левый яхта делает поворот оверштаг (носом или фор-штагом пересекая линияю ветра). Яхта выбирается против ветра "рисуя" траекторию движения "зигзаг" на акватории. Такое движение называется лавированием против ветра. Яхту совсем мало сносит ветром в бок, потому что этому сопротивляется её подводная часть с плоским килем с большой боковой площадью сопротивлнния дрейфу по ветеру (под ветер).
 

3.6 Лавирование  против ветра. Смена галсов. Генеральный курс.


Лавирование против ветра в узости (в проливе, в реке, на водохранилище) часто происходит от берега до берега вдоль русла, как на схеме, если позволяют глубины. При  лавировании против ветра  на свободной (открытой) акватории каждый рулевой определяет  место поворота  сам. В этом случае идти от берега до берега нецелесообразно, так как далеко уходишь вбок от генерального курса на пункт назначения.  Рекомендуется ширина коридора (полосы) лавирования примерно 10-20 процентов от  размера пути  по генеральному курсу (по прямой линии от порта выхода к порту назначения). Для того чтобы лавировать против ветра яхта должна менять курс, в этом случае она идёт попеременно то правым то левым галсом. Разница курсов между правым и левым галсом на  этом лавировании составляет примерно 90 градусов. Т.е. повернуть нужно примерно на прямой угол, как на городском прямом перекрёстке, когда едешь на автомобиле. Такой поворот, когда яхта носом пересекает линию ветра называется поворотом оверштаг. Смотрите предшествующую и следующую иллюстрации.

3.7 Поворот оверштаг


Во время лавирования против ветра яхта время от времени совершает специальное изменение курса, пересекая линию ветра носом (поворот оверштаг) и при этом выполняются следующие основные фазы поворота, которые проиллюстрированы на схеме ниже. Перед поворотом яхта должна иметь ход, чтобы иметь инерцию для пересечения носом линии ветра, когда паруса будут обезветрены и не смогут работать, выдавая тягу для движения вперед. Для этого можно немного увалить с курса острый бейдевинд до курса полный бейдевинд, чтобы яхта немного набрала ход и инерцию перед поворотом. После этого рулевой приводит яхту носом к ветру и пересекает линию ветра носом яхты, вставая к ветру на новом галсе примерно под углом 40 градусов. Паруса переходят на другой борт, по сравнению с тем положением, которое они занимали до поворота. Для перехода грота на новый борт практически ничего не нужно делать. А вот стаксель шкот «старого борта» травят во время прохождения носом яхты линии ветра, а стаксель шкот «нового подветренного борта» выбирают.

3.8 Рабочий и контр галсы при лавировании против ветра. Наветренный и подветренный берега  акватории.


В большинстве случаев, при лавировании против ветра, один из галсов может  эффективнее приближать яхту к пункту назначения поскольку по своему курсу он ближе к направлению генерального курса  на порт назначения. Это имеет место, когда направление ветра не строго против генерального курса на порт назначения, не "в лоб" и стрелка направления ветра не параллельна направлению генерального курса на пункт назначения,  а пересекается с генеральным курсом под некоторым углом, смотрите рисунок. Здесь правый галс (ветер дует на правый борт яхты) является как раз таким эффективным и его называют рабочий галс. Как видно на рисунке левый галс (ветер дует на левый борт яхты) не такой эффективный – он направлен практически поперёк движения по генеральному курсу к порту назначения. Его поэтому называют контр – галсом. На рисунке: Правый галс – рабочий галс, левый галс контр - галс. Ещё одно понятие из морской терминологии: борт яхты, на который приходит ветер с акватории - наветренный; противоположный борт яхты, с которого "уходит" ветер - подветренный. Также определяются предметы, берега , маяки, острова, другие корабли, идущие по морю. Все, которые расположены от яхты по наветренному борту, т.е. на той стороне откуда "приходит ветер" являются наветренными (или на ветру) по отношению к яхте. Все, которые расположены от яхты по подветренному борту, т.е. на стороне куда "уходит ветер", являются подветренными по отношению к яхте. Если рассматривать отдельный остров или мыс, то у него также одна строна будет наветренная, другая подветренная. Нужно знать, что подветренный берег острова всегда укрыт от ветра и волны и предпочтительнее для якорной стоянки.
*Иногда угол ветра к генеральному курсу  примерно больше  45  и до 90 градусов, т.е. больше чем на рисунке, то весь путь можно пройти  и одним галсом в бейдевинд, без лавирования, сразу «вырезаться»  на пункт назначения.
 
 

3.9 Полные курсы


Иногда направление ветра всё-таки не будет встречным, противным движению, и дистанцию перехода можно пройти одним галсом по условно прямой линии, не делая поворотов. Такие курсы по морской терминологии (при курсе яхты к ветру: от 90 и больше до 180 градусов) полными курсами, в обычном обиходе эти курсы часто назыаают попутными курсами.
На полных курсах угол между курсом яхты и направлением ветра составлет больше 80-90 градусов, название полных курсов на схеме выше.
 

3.10 Курс фордевинд. Постановка парусов: грот и стаксель ставят «бабочкой».


Самым благоприятным из полных курсов во все времена считался  попутный ветер,  который дует в корму на всём маршруте следования от пункта отправления до пункта назначения.  В  стародавние времена такого ветра ждали , чтобы пересечь море.  Ожидая его отстаивались в бухтах  неделями и месяцами  и даже делали жертвоприношения, чтобы такой ветер состоялся. Курс судна к направлению ветра, когда ветер дует в корму называется ФОРДЕВИНД. Фор – де – винд (Wind – ветер), можно перевести «вперёд по ветру».  Можно сказать  и так: «Курс по ветру».
 

22. Спинакер - специальный дополнительный парус для полных курсов. Спинакер гик, спинакер шкот, спинакер брас. Паруса на курсе фордевинд.                                                                                                                                                            


В слабый и  средний ветер, чтобы увеличить скорость за счёт увеличения  площади и эффективности парусности яхты на попутных (полных) курсах,   часто  ставят специальный «пузатый» парус напоминающий парашют. Он называется спинакер. В такой парус ветер «впрягается» - толкает его, а вместе с ним  и яхту, работает принцип парашютирования, в отличие от треугольных парусов , работающих практически на всех курсах (кроме курса фордевинд) по принципу крыла самолёта , но в треугольных парусах подъёмная сила крыла превращается в силу тяги парусов по курсу яхты.
 

3.11 Курс галфинд Геннакер – специальный дополнительный парус для полных курсов: галфинда и бакштага.


Бывает везет, и на переходе почти всё время дует ветер дует в борт. В прежние времена, да и сейчас, на русском севере  говорили : «Наш курс был в пол - ветра с правого борта, или пол - ветра с левого борта. Пол ветра  на английском языке : Half  of Wind.
 В современной морской терминологии : такой курс по отношению к направлению ветра называется «Галфвинд» или «Галфинд». Здесь, на фото, ветер дует в  правый борт: курс галфвинд правого галса. 
 

3.12 Курс бакштаг.


Относится к полным курсам , это часто самый быстрый  курс яхты относительно направления ветра.  Ветер при таком курсе дует в корму, но направление ветра немного не совпадает с курсом яхты: ветер дует в корму, но немного с правого борта или немного с левого борта. Угол  курса яхты  относительно направления ветра составляет  около   135 градусов. Здесь ветер дует с правого борта, курс: бакштаг правого галса. 
 

3.13 Схема: Все курсы относительно ветра, вид сверху.


К наименованию курсов относительно ветра добавляется, как правило,  уточнение: с какого борта  дует  ветер  с правого или с левого. Т.е. на каком галсе идёт яхта на правом или на левом.  Например: бейдевинд правого галса, галфвинд левого галса, бакштаг правого галса, и.т.п. Плоскость установки парусов  составляет  угол  с диаметральной  плоскостью судна (линия нос – корма) примерно половину  курсового угла  яхты к ветру . Курсы удобно запоминать на представленной  схеме (вид сверху).  На этой же схеме можно посмотреть  примерную установку парусов на каждом из курсов.
 

3.14 Попутное лавирование курсами бакштаг при попутном ветре, для чего оно нужно? «Лавирование» курсами  бакштаг правого и левого галса вместо курса фордевинд . «Спуск» по ветру.                             

  
На курсе Фордевинд передний парус стаксель находится в тени заднего паруса – Грота, он обезветрен и в этом положении не работает. В слабый ветер поставить его на  бабочку или вместо него поставить дополнительный парус – Спинакер  не всегда возможно. Тогда поступают так : вместо движения попутным курсом фордевинд  идут по ветру «попутной лавировкой» - зигзагом, попеременно курсами бакштаг правого и левого галса. Путь проходимый таким образом, длиннее, а скорость часто выше, паруса работают оптимально. Порта назначения достигнем раньше, чем двигаясь по прямой. *В сильный ветер на курсе бакштаг яхта хорошо сбалансирована в отличие от неустойчивого курса фордевинд, и "попутная лавировка" предпочтительнее курса фордевинд. Об этом рассказано в следующих частях учебного пособия.
 

3.15 Поворот фордевинд (поворот через фордевинд) для изменения курса яхты с бакштага одного галса на бакштаг другого галса.


Поворот фордевинд с курса бакштаг одного галса  на курс бакштаг другого галса. Спускаясь по ветру курсами бакштаг при попутном ветре, для смены правого галса на левый и наоборот нужно периодически выполнять поворот Фордевинд, при котором, как говорят, «корма пересекает линию ветра».При повороте фордевинд  (ещё говорят поворот через Фордевинд) яхта уваливает (идёт всё полнее) до курса фордевинд, затем экипажем «перебрасывается» грот с борта на борт, после чего яхта понемногу приводится (идёт всё острее) до курса бакштаг нового галса, смотри схему. Яхта рисует траекторию на воде называемую «змейкой».
 

3.16 Поворот фордевинд с изменением курса по кругу для специальных случаев судовождения.

Поворот Фордевинд можно выполнить  не только «змейкой» с курса бакштаг одного галса на курс бакштаг другого галса , как на предшествующей  странице, но и находясь в начальный момент и на остром курсе бейдевинд (как в зачётном упражнении). При повороте Фордевинд  говорят «корма пересекает линию ветра». Вращение  по кругу в таком манёвре приобретает смысл в особых случаях судовождения парусной яхты:  При манёвре подбора человека упавшего за борт (Ситуация «Человек за бортом» или «Man Over Board»). При лавировании под штормовыми парусами : триселем и штормовым  стакселем, когда инерции яхты не хватает для пересечения линии ветра и волны  при штатном повороте оверштаг. Эти случаи рассматриваются отдельно в других частях учебного пособия.
 
 

4.Завершение плавания под парусами. Уборка парусов.

4.1 Завершение плавания под  парусами. Выбор места на акватории и выполнение манёвра и действий по уборке парусов.


Уборка парусов. При завершении плавания под парусами яхта возвращается в порт (марину), встаёт на якорную стоянку или размещается у других причалов. Вышеуказанные манёвры  яхта проводит с использованием вспомогательного двигателя.
Однако,  перед этими действиями , ещё  до входа в фарватер, подводящий к порту и т.п. , на яхте должны быть убраны паруса. При уборке парусов акватория для ваших действий по возможности должна быть свободной от трафика движения других судов и навигационных ограничений: мелей, берегов и пр. Для начала манёвров двигатель запускают на холостых оборотах. Убирать стаксель в слабый ветер можно практически на всех курсах. Грот убирают в положении носом против ветра, курс при этом удерживают при помощи двигателя, который работает на малом ходу.
 

4.2 Уборка (закручивание) в рулон стакселя.


Первым убирают передний парус – стаксель.
Стаксель скручивают в рулон вокруг своей передней кромки (шкаторины) при помощи специального устройства - закрутки стакселя. Убирать стаксель в слабый ветер можно практически на всех курсах. Но, уже в средний ветер, это делать лучше на курсах фордевинд и бакштаг, когда стаксель обезветрен в «ветровой тени» от грота. Передняя кромка (шкаторина) стакселя, закреплённая за фор - штаг немного в этой ситуации ослаблена и не испытывает такого напряжения-натяжения, как на острых к ветру курсах. Двигатель обычно запускают после уборки стакселя, но можно и до этого, нужно только следить, чтобы растравленные стаксель шкоты не упали в воду, и их не намотало на гребной винт.

 

4.3 ЗУборка грота при движении носом против ветра на малом ходу под мотором.


Уборка грота.
Вторым, после уборки стакселя, убирают грот. Яхта,  идя под мотором на малых оборотах на открытой акватории приводится носом к ветру до курса острый бейдевинд или положения левентик (носом против ветра). Для Следования курсом бейдевинд или в положении Левентик при уборке грота дистанция должна быть достаточно длинной, соизмеримой с расторопностью экипажа, чтобы времени хватило на уборку грота.  Нехватка времени на Вашем пути  не должна привести Вас к мелям близкого берега.  Ваш путь на этом манёвре должен проходить так, чтобы не помешать трафику судов, проходящих мимо Вас по этой акватории.
*Примечание. В некоторых случаях морской практики порядок уборки парусов другой, сначала убирают грот, а затем уже убирают (закручивают) стаксель. Например, если у вас не работает мотор (сломан) и вы почти пришли к пункту назначения под парусами, то поступают следующим образом. Яхту приводят носом к ветру, но остаются курсом под острым углом к ветру на курсе бейдевинд. Травят немного гика шкоты, грот начинает полоскать вследствие этого от ветра. Одновременно ослабляют (травят) оттяжку гика, ослабевая тем самым нятяжение парусной ткани грота. Для этой же цели поднимают (выбирают) топпенант, совсем немного 10-20 см. Теперь грот "свободен" и обезветрен не испытывает нагрузок от ветра, грота-фал можно отпускать (травить), а грот можно опускать по мачте вниз на гик в специальный чехол для хранения паруса расположенный на гике ковер бэг (который по другому Лэззи бэг) Что такое грота-фал, оттяжка гика и топпенант и гик посмотри на слайдах, представленных вам ранее или на плакате "Устройство парусной яхты". Если на яхте грот оснащён закруткой внутрь мачты, то грот убирают закручиванием внутрь мачты способом, описанным ранее в разделе о постановке парусов. После уборки грота наступает черёд уборки (закручивания) стакселя, но не торопитесь его убирать, ваше путешествие ещё не закончено, он пока ваш двигатель который обеспечивает тягу для маневрирования. Далее нужно под стакселем приблизиться к непосредственному входу, в яхтенную марину но не очень близко, а так чтобы иметь запас чистой воды для отхода. Поле этого запросить офис марины по специальному каналу по УКВ рации "Pilot Assistance", объяснив что у вас сломан двигатель. Избыточная площадь стакселя вам может мешать медленно маневрировать, поэтому стаксель необходимо наполовину или ещё больше убрать (закрутить). Нужно знать, что по современным правилам вход в марину под парусами запрещён, и яхты маневрируют в этом случае только под вспомогательным двигателем. По вашему запросу прибудет причальная команда на резиновой лодке с подвесным мотором и жёским днищем (РИБ), который вас отбусирует на штатную стоянку внутри марины. Радиопереоворы ведутся на официальном для марины канале, для средиземного моря обычно 73 или 72. Какой именно канал использует эта марина можно найти в специальном издании Pilot (Лоция ) для данной акватории. Pilot (Лоция ) в обязательном порядке хранится на борту каждой чартерной (арендной) яхты и почти у всех частных судовладельцев. В крайнем случае можно использовать канал 16 экстренной связи. Нужно понимать, что использование сервиса по буксировке яхты от входа марины к причалу может стоить денег, примерно 200 евро. Если сервис буксира был вызван по 16 каналу, то неисключено что сумма будет больше, и страховая компания будет оповещена спасателем. Во многих случаях такой сервис бывает бесплатным, достаточно лишь устной благодарности "спасателям". При буксировке стаксель должен быть убран совсем-закручен. До сих пор описание ситуации касалось фирменных яхтенных стоянок - марин, они все поименованы в упомянутой выше Лоции. Не нужно ожидать подобного сервиса в муниципальных гаванях на греческих островах или в иных местах. Скорее всего вам придётся выкручиваться самостоятельно. Можно использовать тузик (резиновую вспомогательную лодку с подвесным мотором, которая имеется на большинстве яхт), или в случае необходимрости, дойти до причала под парусами. В этих способах и манёврах есть нюансы. Как именно поступают в таких случаях ситуативно производится тренинг с курсантами Морской академии на морской практике. Такой же обратный порядок уборки парусов: сначала грот потом стаксель обычно используют в сильный ветер, удерживая острый курс бейдевинд против ветра при помощи полного стакселя или закрученного наполовину стакселя. Многие капитаны предпочитают при таких действиях подрабатывать двигателем на малых оборотах или чуть более. Но ситуация сильного ветра изложена в другой части учебного пособия.

 
 
Ваше маленькое путешествие в мир парусов завершено,  можно переходить к другим разделам и частям курса.
Учебное пособие Ч.1  «Основы управления крейсерской парусной яхтой»
Для начинающих яхтсменов и будущих яхтенных капитанов
© А.Б.С. МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ
© Стекольщиков Андрей Борисович, Маслов Андрей Олегович